nobus
Кроме всего прочего, поселки Бурмантово и Хорпия примечательны еще и тем, что манси (Хандыбины, Шешкин, Савелий Анямов и Сергей Чернобровкин) живут здесь среди русских. Снаружи жилище Хандыбиных (куда мы, последовав совету Тети Вали, не стали стучаться) ничем не отличается от соседних изб. Но и обрусевшими хорпийских манси не назовешь. Даже Сергей Чернобровкин – Бахтияров по матери, то есть манси только наполовину – поддерживает связь с общиной, живет, так сказать, «по обычаям». По-русски говорит хоть и без акцента, но с теми же интонациями и многочисленными «ага, ну, ага». Когда стало ясно, что Деду Косте пора перебираться в дом престарелых, присматривать за шешкинским домом поручили именно Сергею.

Внешне Чернобровкин напомнил мне моего финского знакомого Олави, с которым в 2002-ом году мы бродили по Хельсинки и ездили на север поглядеть на саамские чумы. Как бы логично: смесь русского с манси дает «промежуточный» финский фенотип. Однако, «общность финно-угорских народов» в глаза не бросается. Да и сами манси, похоже, этой родственности не ощущают. Как-то в разговоре Дядя Рома упомянул, что его племянница вышла замуж за «коми-зыряна». Воспользовавшись случаем, я спросил, насколько по его мнению похожи культуры коми и манси. «Коми-зырян на манси не похожи, они на русских больше похожи... Я их язык слушал, ага, ничего не понял. С той стороны Урала живут, там всё по-другому. Говорят, мы на венгров похожи. К нам, я помню, этнографы приезжали из венгров. Их язык я тоже не понимаю».

читать дальше

stessin.livejournal.com/21179.html

и в довесок
mustagclub.ru/blog/nui_zabralis_mansi/

@темы: историческое, про Урал