Прочитайте, как обстоят дела у сайта Дневников и как вы можете помочь!
×

nobus

06:23 

Сырое и вареное, или почему Пикассо пережил Поллока

nobus
Изменение психологии творчества в 20-м веке сводится к тому, что перестали работать правила художественной формы - изоляция, мимезис, идеализация, превращение эмоций и принцип удовольствия. Эти правила, по которым искусство развивалось до сих пор, перестали действовать.

Иначе говоря, художественная форма больше не должна быть прекрасной, а низменные эмоции не должны превращаться в противоложные.



Последствия этих изменений сводятся к тому, что художник в силу наступившей демократии имеет возможность выражать свое бессознательное напрямую, не прогоняя его через сложные механизмы художественной формы. Это означает, что внутренний импульс, хоть и получает разрядку, но не получает достаточной обработки, не подвергается сублимации. Он выходит в сознание и воплощается в арт-объект в «сыром виде».

Это приводит к тому, что происходит столкновение со Сверх-я, с интериоризированными правилами и нормами. Сверх-Я не удается "усыпить", оно не только не приходит к компромиссу с Эго, но активизируется как внутренний палач. Вследствие этого начинается жестокий внутренний конфликт и поиск самонаказания - в виде алкоголизма, наркомании, психического заболевания, увечья, суицида и т.п. И как результат у художника появляются те отклонения, которых ждет от него общество.



В качестве примера можно сопоставить биографии двух крупнейших фигур в искусстве 20 века – Пикассо и Поллока. Между ними есть глубокая общность – оба являются яркими выразителями негативного искусства. Пикассо является одним из родоначальников кубизма, именно он разрушил классическую художественную форму в живописи. А Поллок является фигурой номер один в абстрактном экспрессионизме, изобретателем метода «разбрызгивания» и спонтанной «живописи действия». Однако на этом сходство их биографий заканчивается.

Пикассо умер в возрасте 92 лет мульмиллионером, получил при жизни мировую славу, является самым работоспособным художником в истории (по разным оценкам его авторству принадлежит от 20 000 до 80 000 произведений). Поллок рано начал пить, регулярно лечился от депрессии (несмотря на то, что журналом Life Magazine он был признан величайшим художником США за 4 года до смерти), имел привычку ездить пьяным на высокой скорости, в возрасте 44 лет разбился в автокатастрофе.

Возникает вопрос, почему эти художники, чье творчество с онейрической точки зрения является подобным, имеют противоположные биографии?

Разгадка находится в творчестве Пикассо.


Трудно поверить, но это тоже картины Пикассо. Всю жизнь практикуя разрушительный стиль, который принес ему славу и богатство, Пикассо не переставал работать в классическом стиле, создавая прекрасные художественные формы. У Поллока ничего подобного мы не находим. Едва ли Поллок вообще владел достаточной техникой для создания фигуративных изображений.

Общее между Пикассо и Поллоком в онейрическом плане состоит в том, что они оба выражали безобразное. А разница состоит в том, что Пикассо мог также выражать и прекрасное, а Поллок не мог.

Благодаря способности к созданию прекрасной художественной формы Пикассо сохранял компромисс со Сверх-я, не имел неразрешимых внутренних конфликтов. Он не испытывал чрезмерного чувства вины, несмотря на крайне негативное творчество, сделавшее его знаменитым. Все это позволило Пикассо создать себе ту благополучную биографию, которую мы знаем.


Поллок шел на открытый конфликт со Сверх-Я, отрицая все нормы и правила художественной формы. Он, как никто другой, напрямую выражал свое бессознательное, видя именно в этом главную ценность – в спонтанности, в отсутствии сложной техники и мимезиса, в непреодоленности низменных эмоций. По свидетельствам близких, он начинал работать над картиной, только когда его психическое состояние становилось невыносимым. В результате «сырое», необработанное, несублимированное бессознательное пришло в столь острый конфликт со Сверх-Я, что Поллок испытывал постоянную потребность в самонаказании, находясь под давлением неизбежного чувства вины. Он искал смерти и, в конце концов, нашел ее.

Со Сверх-я нельзя бороться, его нельзя разрушить, т.к. оно находится не во внешних институтах подавления, а внутри психики. Но именно это пытаются делать авангардисты, разрушающие художественную форму. Необработанное сырое бессознательное, вне должного оформления и осознания, будучи выпущено наружу, разрушает Эго, т.е. убивает своего носителя.

Абстракционизм – это искусство, которое требует не разрушить форму, а превзойти ее. Законы художественной формы – это законы как минимум функционального, а как максимум – совершенного самовыражения. Эти законы охраняет Сверх-Я. Законы художественной формы так же невозможно отменить или игнорировать, как и само Сверх-Я. Их можно лишь перерасти, выйдя к новым горизонтам своего развития.

Чтобы освободиться от правил, их нужно сначала освоить. Пикассо продемонстрировал такое освоение, а Поллок нет. Художники, которые не в силах освоить и превзойти правила художественной формы, пытаются их разрушить. Они ведут себя как инфантильные отрицатели и вступают в жестокий конфликт с законами психики. Большинство из них не может выдержать жестокого давления Сверх-Я, которое в этом случае вызывает чувство вины и заставляет искать самонаказания в виде той или иной девиации.

Источник - intuit-school.livejournal.com/113287.html


@темы: арт, человеки

URL
Комментарии
2009-09-09 в 20:58 

Как-то узко понятие прекрасного у автора статьи... И вообще, какое такое "сырое" искусство, если оно создается сознательно? Оно изначально обработано сознинием.

2009-09-12 в 17:32 

nobus
hsoyou попробуй поспорить с автором ;-) я потом почитаю

URL
2009-09-14 в 21:53 

Я не буду. Это совершенно лишнее.

2010-05-04 в 14:56 

Ироиро
Шестиструнный самурай
Ну, если бы понятие прекрасного было бы у автора достаточно «широко», то нас тотально преследуют вокруг одни художники. Куда ни плюнь.
А сырое потому что получив бы один и тот же образ два разных человека — один мастерский художник, который может воплотить все что задумал, а другой обычный человек. То и у художника будет завершенное творение, а у человека сырое. Потому что художник не подстраивается под мазки, как любой худо-бедно владеющий кистью (ух ты какая линия ляпнулась, мы ее продолжим она станет похожа на птичку), а подстраивает их под себя, как это делает художник. В целом согласен с автором статьи, не смотря на то что в своих художествах я скорее похож на Поллока, нежели на Пикассо, но я думаю оспаривать это ради собственных амбиций бессмысленно.
Хотя черт его знает..... есть художники как говориться от «бога» и все зависит от производящего впечатления, что ли)
А так, я бы лично не заплатил бы ни гроша ни за Поллока, ни за Пикассо, вот)

   

главная